Вера Геннадьевна Грязева-Добшинская
доктор психологических наук, профессор
Заведующая лабораторией психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности, член редакционной коллегии Вестника ЮУрГУ «Психология», рекомендованного ВАК, директор «Института психологии творчества, инноваций, арт-коммуникаций» при УНИД ЮУрГУ.
Кандидатскую диссертацию защитила в 1988 году в Психологическом институте Российской Академии Образования (Москва) по теме: «Индивидуализация и интеграция личности в совместной творческой деятельности». Докторскую диссертацию защитила в 2004 году в Психологическом институте Российской Академии Образования (Москва) по теме: «Психологическое воздействие современного символического киноискусства». В 2006 году прошла переподготовку по направлению «Инновационный бизнес» в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП, Москва).
Результаты исследований по тематике психологии творчества, психологии искусства, социальной психологии развития одаренности включены в монографии и учебные пособия В.Г. Грязевой-Добшинской: «Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы» (Москва, 2004); «Экологическая психология творческой личности» (Челябинск-Москва, 2000); «Социальная психология творчества» (Челябинск, 2008); «Психологическая топология личности» (Челябинск, 2008).
За прошедшие 5 лет В.Г. Грязевой-Добшинской интенсивно разрабатывается (в исследовательском, фундаментальном и практическом, технологическом аспектах) проблематика психологии инновационного менеджмента, творческого и инновационного лидерства, социального и культурного капитала инноваций предприятий. Результаты исследований и технологических разработок, выполненных, в том числе, при поддержке гранта РГНФ (2008-2009), представлены в сборнике научных трудов, статьях:
- Социальная психология творчества и инновационного менеджмента – 2009: сборник научных трудов. / Под ред. В.Г.Грязевой-Добшинской, В.А.Глуховой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 198 с.
- Грязева-Добшинская, В.Г. Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства. // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – С. 298 – 308.
- Грязева-Добшинская, В.Г. Инновационное лидерство: моделирование тенденций активности менеджеров предприятия // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2010. – Вып.9. – С. 9 – 17.
- Грязева-Добшинская, В.Г. Толерантность субъектов творческой и инновационной деятельности как социо-культурный капитал инноваций предприятий. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2011. – Вып.15 – С. 17–24.
Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна в бакалавриате ведет курсы «Методологические основы психологии», «Социальная психология личности», спецкурсы «Психология искусства», «Психология массовых коммуникаций». Руководит магистерскими программами «Социальная психология» (с 2006 г.), «Психология инновационного менеджмента» (с 2008 г.). В магистратуре ведет курсы «Психология инновационного менеджмента», «Теория и практика формирования команды», «Основы организационного и инновационного консультирования», «Социальная психология искусства с основами арт-тренинга».
Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна – руководитель широкого спектра научных исследований по двум взаимосвязанным направлениям на стыке общей и социальной психологии – психологии творчества и психологии инноваций, благодаря чему сложилась научная школа «Социальная психология творчества и психология инновационного менеджмента». В русле этой научной школы преподавателями, аспирантами, магистрантами проводятся исследования: социально-психологических факторов развития творческой личности, творческого и инновационного лидерства, воздействия современного искусства на человека, разрабатываются проективные и психосемантические психодиагностические методики, а также программы психологического сопровождения инновационных проектов в образовании, бизнесе, искусстве.
Под руководством В.Г. Грязевой-Добшинской подготовлены кандидаты психологических наук:
Маркина Н. В. «Соотношение ситуативных и надситуативных проявлений активности у одаренных учащихся»; 19.00.07 – Педагогическая психология. Москва, 2003 (соруководитель).
Глухова В. А. «Социально-психологическая интеграция одаренных учащихся в группе и развитие их интеллектуальных и творческих способностей»; Специальность: 19.00.05 – социальная психология. Саратов, 2010.
Наливайко Е. И. «Психологическое воздействие научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности как ресурс социализации». Специальности: 19.00.05 – социальная психология, 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Ярославль, 2010.
Мальцева А. С. «Выбор творческого жизненного пути личности в контекстах социальных взаимодействий». Специальности: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии, 19.00.05 – социальная психология. Челябинск, 2011.
Нохрина Н.А. «Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства». Специальности: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Москва, 2015.
В русле научной школы «Социальная психология творчества и психология инновационного менеджмента» выполнены несколько грантов: 3 гранта Российского Государственного Научного Фонда (2005, 2007-2008, 2008-2009), 2 гранта Министерства Образования и Науки РФ (2002, 2003); 2 гранта Министерства Образования и Науки Челябинской Области (2005; 2006); 2 гранта Промышленной Группы «Метран» (2007).
Разработана концепция и реализована программа «Одаренные дети: экология творчества» (В.Г. Грязева, В.А. Петровский, Н.В. Маркина, В.А. Глухова и др., 1993). Инновационный образовательный проект МОУ лицей № 11 «Одаренные дети: экология творчества» (1995−1999) получил диплом Министерства Образования РФ.
В 2003 году открыта учебно-исследовательская лаборатория «Социальная психология творчества» (научный руководитель – В.Г. Грязева-Добшинская, заведующая лабораторией – Ю.А. Дмитриева). Лаборатория осуществляет исследования и прикладные разработки новых психодиагностических методик, тренинговых программ для обучения креативных лидеров и креативных команд, предоставляет базу для различных видов практик бакалавров и магистрантов.
Под редакцией В.Г. Грязевой-Добшинской выпускаются периодические научные сборники «Социальная психология творчества» (в 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г.), «Альманах психологии искусства» (в 2006 г., 2007 г., 2008 г.).
Под руководством В.Г. Грязевой-Добшинской с 2005 г. в рамках ежегодной научной конференции ЮУрГУ организуется межвузовская секция «Социальная психология творчества и инновационного менеджмента»; в 2008 – 2010 гг организуются и проводятся секции «Социальная психология творчества» в рамках международных и всероссийских научных конференций (Челябинск, 2008, 2010, Пермь, 2010, Москва, 2010).
В 2005 году при УНИ ЮУрГУ В.Г. Грязевой–Добшинской создан Институт психологии творчества, инноваций, арт-коммуникаций (ИПТИАК) в целях концентрации научных исследований и внедрения научно-практических разработок. ИПТИАК осуществляет исследования по социальной психологии творческой и инновационной деятельности, результаты которых включаются в прикладные разработки для социально-психологического обеспечения инновационных проектов. Созданы и используется в организационном консультировании на промышленных предприятиях региона уникальные диагностические и обучающие программы для менеджеров «Инновационное лидерство», «Психология инновационного менеджмента».
В 2016 году на основе лаборатории «Социальная психология творчества» создается новая лаборатория "Психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности", продолжающая вести разработки в актуальных приоритетных направлениях психологической науки.